Версия для слабовидящих
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Комсомольский Дом детского творчества

Профориентация

 

 

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ВЕКТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Мир, в котором мы живем сегодня, — мир высоких скоростей и стремительных изменений во всех сферах жизни. Через 5-10 лет, когда сегодняшние подростки начнут работать, мир будет выглядеть совсем иначе. По оценкам экономистов, цифровая трансформация приведет к тому, что в ближайшем будущем 65 млн. рабочих мест будет закрыто. Но в то же время появится 85 млн. новых рабочих мест. И, выбирая себе будущую профессию, рискованно ориентироваться на то, что популярно сейчас. Сегодня мы наблюдаем, что специалисты узкого профиля постепенно уходят, поскольку слишком быстро меняются технологии, к которым привязаны их навыки.

Сейчас востребованы люди, которые разбираются сразу в нескольких отраслях и способны переносить знания и технологические решения из одной отрасли в другую. Чтобы стать профессионалом, необходимо обладать специфическим набором навыков – так называемыми над профессиональными навыками, которые еще часто называют навыками XXI века. Они позволят специалистам работать эффективнее, переходить между отраслями и сохранять при этом востребованность.

В этом и состоит суть профессиональной подготовки современных специалистов, это и есть базовые основы профориентационной работы в системе образования.

Говоря о профессиональном становлении человека, мы часто употребляем два термина:

«профессиональное самоопределение» и «профориентация».

Эти два понятия тесно связаны между собой. Оба описывают процесс профессионального становления личности, но с разных сторон:

профессиональное самоопределение предполагает активную деятельность самого человека,

профориентация – ту помощь со стороны, которая позволяет ему лучше ориентироваться в многообразном мире профессий.

Таким образом, профориентация направлена на содействие профессиональному самоопределению человека. Профориентация захватывает как мотивационную сферу личности (склонности, интересы, цели, намерения), так и операциональную сферу (способности, знания, умения и др.).

А профессиональное самоопределение в определенной степени является результатом профориентации.

Ключевая задача универсального фундаментального образования – это формирование готовности к встрече с неизвестностью, готовности к изменениям. Ключевая компетентность – это компетентность к обновлению компетенций.

А.Г. Асмолов, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования.

Профессиональное развитие человека – это непрерывная цепь профессиональных выборов. И оказать помощь в профессиональном становлении подрастающего поколения – задача общества и государства.

Важными нормативными ориентирами в реализации профориентации обучающихся в системе дополнительного образования являются федеральные проекты.

Проект «Билет в будущее», который реализуется с 2018 года в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», ставит задачи создания условий для раннего и успешного самоопределения, знакомства обучающихся со всем спектром востребованных профессий.

Стратегическая инициатива «Кадры будущего для регионов» предоставляет школьникам возможности социальных и профессиональных проб в разных отраслях экономики в ходе подготовки и реализации важных для нашего региона социально-экономических проектов.

Это основополагающие проекты и программы, нормативная основа деятельности в сфере профориентации детей и молодежи в системе дополнительного образования.

Каковы цели и задачи профориентационной работы?

Основную цель, стоящую перед системой образования в этом аспекте деятельности, очень выразительно отражают слова доктора педагогических наук, профессора, академика Российской академии образования С.В. Чистяковой.

Она утверждает, что «реальностью ХХI века становится не просто смена профессий в течение жизни, а комбинирование своей, индивидуальной «профессии» из мозаики компетенций. … для значительной части людей не так важно будет найти свою нишу на рынке труда, сколько уметь сконструировать свой собственный профессиональный маршрут».

Система дополнительного образования – та уникальная сфера образования, которая предоставляет широкие возможности для конструирования человеком своего индивидуального профессионального маршрута.

Профессиональная ориентация школьников в условиях дополнительного образования включает в себя следующие направления: информационно просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее.

Информационно-просветительское направление. Ознакомление с миром профессий. Это изучение профессиограмм — кратких описаний профессий, справочной литературы, информационно-поисковые системы, профессиональную рекламу и агитацию, экскурсии, встречи со специалистами, познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки, учебные фильмы и видеофильмы, использование СМИ, различные ярмарки профессий и их модификации и т.п.

Диагностическое направление - включает: беседы-интервью, опросники профессиональной мотивации, опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации, психофизиологические обследования, профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций, и т.д.

Консультационное направление - подразумевает содействие выбору школьника. Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения.

Обучающее направление – реализация дополнительных образовательных программ, ведение непосредственной образовательной деятельности со школьниками в рамках детского объединения. Нельзя не отметить роль социального партнерства в вопросах профориентации в условиях дополнительного образования.

Социальное взаимодействие МБУ ДО Комсомольского ДДТ с родителями, с ВУЗами, колледжами, учреждениями и предприятиями Ивановской области и Комсомольского района в частности, позволяет наполнить профориентационную работу значимым компонентом: конкретизировать содержание профессионально ориентированной работы, предоставить возможности первичной и глубокой апробации профессионального выбора.

Какова роль педагога дополнительного образования в сопровождении профессионального самоопределения обучающихся?

Педагог выступает посредником между ребенком и всей человеческой культурой.

Он является и практическим психологом, и наставником, и профконсультантом.

Педагог помогает обучающимся осознать их склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. В своей работе педагог может осуществлять различные виды деятельности, направленные на профориентацию обучающихся:

- организует индивидуальные и групповые профориентационные занятия;

- способствует формированию у детей общетрудовых, профессионально важных навыков, надпрофессиональных навыков;

- развивает познавательный интерес, творческую направленность личности, с использованием технологий проектной деятельности, методов командной работы, игровых методов и др.;

- осуществляет педагогические наблюдения за развитием склонностей детей;

- помогает в проектировании индивидуальной образовательной траектории, моделировании вариантов профессионального становления, анализе собственных достижений, составлении собственного портфолио;

- организует тематические профориентационные экскурсии или встречи и т.п.;

- привлекает родителей к профориентационной работе (выступление родителей с рассказами о своей профессии, совместное участие в мероприятиях детского объединения и др.).

Вспомогательными инструментами в этой деятельности для педагога служат информационные ресурсы и различные цифровые платформы.

Один из них – «Атлас новых профессий», альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет. Это книга для старшеклассников, где в форме коротких историй рассказывается о неочевидных и актуальных для России профессиях ближайшего будущего.

Атлас новых профессий — мощный инструмент профориентации. Он помогает начать с подростками разговор о будущем, заинтересовать их новыми возможностями, научить, как осознанно строить свою образовательную и карьерную траекторию.

Еще одним ресурсом может служить интерактивная цифровая платформа «ПроеКТОриЯ». Здесь представлен уникальный информационно-образовательный контент, опросы, игровые платформы, проекты и прочие методические материалы и задания, позволяющие школьникам сделать осознанный выбор профессии и определить для себя возможности карьерного развития и роста.

Возможности этих и других сервисов педагог может активно использовать в своей деятельности при организации профориентационной работы с обучающимися.

Профориентационная работа в МБУ ДО Комсомольского ДДТ существенно расширяет знания о творческих возможностях ребенка и творческом потенциале обучаемого, обеспечивает возможность успеха в избранной сфере и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности.

Именно здесь закладываются основы профессионального развития личности и создаются предпосылки для его успешного профессионального становления. Система дополнительного образования создает условия для самореализации, самопознания, самоопределения, позволяя ребенку и подростку определиться личностно, социально и профессионально.

Самые современные профессии

Дата создания: 26-02-2024
Дата последнего изменения: 28-02-2024
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: